top of page
Поиск

А оно мне вообще зачем? Где экономический эффект?

  • Фото автора: Makarchuk Ivan
    Makarchuk Ivan
  • 15 июн. 2023 г.
  • 2 мин. чтения

Один из ключевых вопросов, которым задаются в таможенных и логистических компаниях при оценке вопросов автоматизации: «а оно нам зачем?».

Работает себе человек и работает, деньги приносит - и хорошо.

А тут надо инвестировать деньги и время. А зачем?

Человека, если что, можно еще и крайним сделать, наказать. А роботов ваших что?


Аргументы про:

⁃наличие данных и возможность их анализа для принятия решений

⁃единообразие результатаработы

⁃наличие данныхи возможность их анализа для принятия решений

И все прочее в этом духе, воспринимаются, как «так себе аргументы», для тех, кто не в цифровом мышлении. Более того, они воспринимаются, как лозунги и условная «замануха», лишь бы продать.


Лицо, принимающее решение, хочет слышать ответы из серии:

⁃сколько сэкономлю в результате

⁃сколько заработаю

⁃через сколько окупятся вложения


И если с проектами про учётные системы, отчетность и прочие управленческие автоматизации ответ в указанном ключе не сильно очевидный. Его конкретика приблизительно такая же, как вопрос «как измерить профессионализм и результативность руководителя в моменте».

То про автоматизацию рутинных операций все считается сильно проще. Потому что эти автоматизации позволяют экономить время, которое в бизнесе равно деньги.


Автоматизация декларирования относится именно к этому типу задач.

И расчёт также простой:

⁃считаем сколько денег потратили на проект

⁃считаем сколько времени начинае мэкономить на каждой операции, которая была автоматизирована

⁃переводим время в деньги

⁃умножаем деньги на объём операций, который совершается в какой-то обозримый период времени.


Вот пример расчета на одном из последних кейсов.

  • Имеем объем декларирования, который подходит под критерии целесообразности автоматизации;

  • Регулярность поставок от 45 в месяц;

  • Затраты времени на подготовку поставки к подаче ДТ в среднем 40 минут на двоих (менеджер + декларант), условно по 20 минут на каждого;

  • Изначальная позиция сотрудников, что в проекте и так все просто и оптимизировать тут особо нечего и не имеет смысла (впрочем как и обычно).


В результате автоматизации время на обработку документов и подготовку ДТ к подаче снижено с 40 минут до 1 минуты.

(время взято релевантное тому, что делалось до автоматизации, и что делается после, операции, которые не могут быть автоматизированы в учете времени не участвовали).


Начинаем считать. Средняя зарплата сотрудника (хорошего менеджера или декларанта) по рынку около 100 тыр. на руки. Хотя сейчас часто больше, но остановимся на этой сумме. С учетом налогов стоимость сотрудника получается около 140 тыр. Стоимость минуты времени при 20 дневном рабочем месяце – 14,6, рублей.


С каждой обработки поставки после автоматизации экономится +- 39 минут, то есть 568 рублей. В месяц экономия получается – от 25 тыр. Стоимость проекта: 150 тыр. (с учетом работы аналитика и программиста). Можно посчитать еще время, потраченное сотрудником компании на интервьюирование, но это не такой объем, который радикально изменит себестоимость проекта.


Окупаемость проекта, если считать совсем «в лоб», то 6 месяцев.

Если предполагать, что сотрудник в сэкономленное время не просто не тратит время компании, но помогает зарабатывать деньги, то там экономика уже совсем другая. Далее логика простая, если зарплата сотрудника выше или поставок больше, либо сэкономлено больше времени, то окупаемость быстрее. Впрочем, как может быть и обратная история.

Добавим к этому лозунги, про единообразие заполнения данных, снижение человеческого фактора и ошибок, которые плохо измеряются в деньгах.


Но самое интересное в другом, а какая была бы себестоимость проекта, если работать по модели «сотрудник с развитой цифровой сознательностью», который напрямую взаимодействует с программистом?

 
 
 

Недавние посты

Смотреть все

Comments


© 2025 ИП Макарчук Иван Николаевич

bottom of page